Кунсткамера, Санкт-Петербург
- PLACE_ADDRESS:
- Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Россия
- PLACE_POLITICAL:
- null
- Koordinaadid:
- 59.941558017112,30.304518699225
Кунстка́мера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей; в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (МАЭ РАН)) — первый музей в России, учреждённый царём Петром I в Санкт-Петербурге (1714).
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры с начала XVIII века является символом Российской академии наук. Указом Президента РФ от 18.12.1991 здание отнесёно к особо ценным объектам национального наследия России. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера.
Этимология
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII веках кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королём Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Х. К. Андерсена «Принцесса на горошине».
История
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Пётр посетил музей Альберта Себы. К этому времени у Себы возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вёл с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себы Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года, после того, как 5 декабря 1747 года пожар уничтожил кроме уникального глобуса, башню здания и около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов. В 1777—1779 годах интерьеры были украшены четырьмя скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 годах — росписями (художник Ф. Рихтер).
Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Анатомический, Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В конце 1870-х годов физико-математическим отделением академии была создана специальная комиссия для рассмотрения вопроса создания музея антропологии и этнографии на базе коллекций Анатомического и Этнографического музеев, идея создания которого принадлежала К. М. Бэру. В состав комиссии вошли: Л. И. Шренк, А. А. Шифнер, А. А. Штраух и Ф. В. Овсянников. В 1878 году, 5 декабря состоялось заседание физико-математического отделения, а через две недели, 19 декабря, — соединенное собрание физико-математического и историко-филологического отделений Академии по обсуждению вопроса об учреждении при Академии Музея по антропологии и этнографии преимущественно России. Наконец, 22 октября 1879 года решение получило утверждение Государственного Совета и императора.
В фонды музея вошли также коллекции, собранные в экспедициях Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Ф. А. Головина, Ф. П. Литке, Г. И. Лангсдорфа, Н. Н. Миклухо-Маклая, М. А. Кастрена, В. К. Арсеньева, С. Ф. Ольденбурга и другие.
Хранитель вновь созданного академического музея Ф. К. Руссов вспоминал:
Размещенный в двух разделенных улицей зданиях, лишенный рабочего кабинета, как в одном, так и в другом отделении, снабженный скудными средствами, ограниченный при наличности соединенных собраний двух музеев рабочими силами одного хранителя и одного служителя — вновь созданный Музей представлял в действительности довольно нескладный организм, который имел мало шансов на жизнеспособность, ибо сколько-нибудь решительное, фактическое преобразование в переполненных помещениях с самого начала было исключено.
Главной задачей, назначенного директором музея Л. И. Шренка, стало получение новых музейных площадей. Только к 1887 году она была решена: музей получил в качестве выставочного помещения две залы на втором этаже флигеля, пристроенного по Таможенному переулку вплотную к старому зданию Кунсткамеры для русской библиотеки и соединенного с ним. В конце сентября 1889 года открылась первая экспозиция музея. Но для широкой публики музей был открыт только весной 1891 года, когда были выделены средства для найма охранных служителей в экспозиционные залы.
В 1900 году стал издаваться «Сборник МАЭ» (к 2004 году вышло 48 томов). С 1902 года изменилось название: Музей антропологии и этнографии (МАЭ). В 1933 году в результате слияния МАЭ и Института по изучению народов СССР создан Институт антропологии и этнографии АН СССР, в котором МАЭ функционировал как его Ленинградское отделение. С 14 апреля 1992 года МАЭ – самостоятельное учреждение в системе РАН.
В 2020 году Главгосэкспертиза одобрила проект архива Кунсткамеры. Архив планируется создать на базе недостроенного здания на улице Заповедной. Потребность в новом пространстве возникла в связи с тем, что фонд Кунсткамеры располагается в зданиях, являющихся памятниками архитектуры федерального значения, где нет возможности обеспечить необходимые условия хранения уникальных коллекций. В августе 2021 года стало известно о выборе подрядчика на строительство восьмиэтажного научно-архивного центра высотой около 40 метров, общей площадью около 25 тысяч квадратных метров и стоимостью свыше 5 млрд рублей.
Директора Кунсткамеры и МАЭ
Кунсткамера
- Роберт Арескин (1714—1718)
- акад. Лаврентий Блюменстрост (1718—1724)
- акад. Иоганн Шумахер (1724—1741)
- акад. Иван Тауберт (1741—1767)
- акад. Пётр Паллас (1767—1771)
- акад. Семён (Симеон) Котельников (1771—1797)[уточнить]
- акад. Иван Буссе (1794—1800)
- акад. Николай Озерецковский (1800—1827)
МАЭ
- акад. Леопольд Шренк (1879—1894)
- акад. Василий Радлов (1894—1918)
- акад. Евфимий Карский (1918—1929)
- акад. Василий Бартольд (1929—1930)
- Николай Маторин (1930—1936)
- член-корр. АН СССР Дмитрий Ольдерогге (1936—1940, и. о.)
- Николай Кисляков (1940—1948)
- д.и.н. Леонид Потапов (1948—1967)
- к.и.н. Людмила Сабурова (1967—1982)
- д.и.н. Рудольф Итс (1982—1990)
- к.и.н. Николай Гиренко (1990—1992, и. о.)
- д.и.н. Александр Мыльников (1992—1997)
- д.и.н. Чунер Таксами (1998—2000)
- д.и.н. Юрий Чистов (2001—2017)
- член-корр. РАН Андрей Головнёв (с 2017)
«Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН»
А
- Абрамзон, Саул Менделевич
- Аверкиева, Юлия Павловна
- Алимов, Игорь Александрович
- Альбедиль, Маргарита Фёдоровна
- Андроникова, Инга Михайловна
- Андросова-Ионова, Мария Николаевна
- Анисимов, Аркадий Фёдорович
- Астахова, Анна Михайловна
Б
- Байбурин, Альберт Кашфуллович
- Байкеев, Мирзаджан Курамшиевич
- Берёзкин, Юрий Евгеньевич
- Бернштам, Татьяна Александровна
- Бунак, Виктор Валерианович
- Бутинов, Николай Александрович
В
- Василевич, Глафира Макарьевна
- Васильков, Ярослав Владимирович
- Вишневский, Борис Николаевич
- Выдрин, Валентин Феодосьевич
Г
- Гаген-Торн, Нина Ивановна
- Гафферберг, Эдит Густавовна
- Генко, Анатолий Несторович
- Гинзбург, Вульф Вениаминович
- Глускина, Анна Евгеньевна
Д
- Дыренкова, Надежда Петровна
Е
- Ефименко, Пётр Петрович
З
- Задыхина, Клавдия Леонтьевна
- Замятнин, Сергей Николаевич
- Зарубин, Иван Иванович (лингвист)
И
- Иванов, Сергей Васильевич (этнограф)
К
- Кабо, Владимир Рафаилович
- Кагаров, Евгений Георгиевич
- Каплан-Ингель, Роберт Исаакович
- Карский, Евфимий Фёдорович
- Кинжалов, Ростислав Васильевич
- Кнорозов, Юрий Валентинович
- Козинцев, Александр Григорьевич
- Кон, Игорь Семёнович
- Куббель, Лев Евгеньевич
- Кудрявцев, Борис Григорьевич
- Курдоев, Канат Калашевич
Л
- Лавров, Леонид Иванович
- Левинтон, Георгий Ахиллович
М
- Мерварт, Александр Михайлович
- Мерварт, Людмила Александровна
- Мещанинов, Иван Иванович
- Могилянский, Николай Михайлович
О
- Окладникова, Елена Алексеевна
- Охотина, Наталья Вениаминовна
П
- Пекарский, Эдуард Карлович
- Петри, Бернгард Эдуардович
- Поздняков, Константин Игоревич
- Попов, Владимир Александрович (этнограф)
- Потапов, Леонид Павлович
- Прокофьев, Георгий Николаевич
- Прокофьева, Екатерина Дмитриевна
- Путилов, Борис Николаевич
Р
- Равдоникас, Владислав Иосифович
- Рахимов, Рахмат Рахимович
- Ревуненкова, Елена Владимировна
- Резван, Ефим Анатольевич
- Родионов, Михаил Анатольевич
С
- Савинов, Дмитрий Глебович
- Седых, Семён Николаевич
- Семёнова-Тян-Шанская, Вера Дмитриевна
- Станюкович, Татьяна Владимировна
- Струве, Василий Васильевич
Т
- Тумаркин, Даниил Давыдович
Ф
- Фёдорова, Ирина Константиновна
- Фирсов, Борис Максимович
Ч
- Чернецов, Валерий Николаевич
- Чернецов, Севир Борисович
- Чистов, Кирилл Васильевич
Ш
- Широкогоров, Сергей Михайлович
- Шмидт, Алексей Викторович
- Шнакенбург, Николай Борисович
- Штернберг, Лев Яковлевич
Я
- Якимов, Всеволод Петрович
- Яцута, Константин Захарьевич
Архитектура
Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» на Васильевском острове заложили в 1718 году. Строительством руководил Г. И. Маттарнови, ученик знаменитого немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. В 1714 году вместе со Шлютером Маттарнови прибыл в Санкт-Петербург. Однако Шлютер в том же году скончался и Маттарнови, который не был проектировщиком, а лишь исполнителем, по словам И. Э. Грабаря «принял все его модели и чертежи». Об этом также известно из записок Я. Брюса и самого царя, который предположительно утвердил проект здания на Васильевском острове ещё «до 1716 года». Идея симметричной композиции с ярусной башней в центре также характерна для творчества Шлютера и часто повторяется в его берлинских проектах.
Башня Кунсткамеры по композиции схожа с Водовзводной башней Монетного двора (нем. Münzturm) в Берлине (проект А. Шлютера, 1703). Документального подтверждения связи этих построек не найдено, но стилевые аналогии имеют важное значение для понимания источников, происхождения и особенностей стиля «петровского барокко», одним из главных памятников которого является здание Кунсткамеры. Для архитектурного стиля петербургской архитектуры первой четверти XVIII века типичны заимствования из голландской и северогерманской архитектуры: ступенчатые башни, увенчанные куполом или шпилем, с часами или флюгером, высокие кровли «с переломом», вогнутые фасады, ступенчатые или щипцовые фронтоны, рустовка угловых лопаток, фигурные филёнки, «рамочные» наличники с «гирьками» или завитками, мелкая расстекловка окон, двуцветная окраска.
Строительство здания осуществляли последовательно несколько архитекторов. В ноябре 1719 года скончался предполагаемый автор проекта — Г. И. Маттарнови, и С 1719 по 1724 год, начиная с уже выполненных фундаментов и частично первого этажа, строительство вёл швейцарский инженер-архитектор Николаус Фридрих Гербель. Он внёс ряд изменений в проект: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей с балюстрадой, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получили гладкие стены и завершены крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. В одной из докладных записок Гербель сообщает,
что кирпич в строении кладется на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого.
К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 год. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.
После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Гаэтано Кьявери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций Кьявери заново возводил и укреплял башню, оформил главную лестницу и большой зал с двухъярусной колоннадой. В 1727 году в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус. С 1727 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания Кунсткамеры.
В 1747 году в здании разразился пожар, уничтоживший отделку интерьеров, деревянные конструкции крыши, обсерваторию, находившуюся в башне. Ремонтные работы осуществлял в 1754—1758 годах архитектор С. И. Чевакинский, частично изменивший верхнюю часть здания: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Верхнюю часть башни восстанавливать не стали.
Сохранившееся здание утратило многие детали, характерные для стиля петровского барокко, которые можно увидеть, к примеру, на гравюре Г. Качалова, сделанной с проекта Маттарнови, и гравюры по рисунку М. И. Махаева в 1753 году. Это фигурные фронтоны боковых ризалитов, статуи в нишах, балюстрады, парадное крыльцо, богатая орнаментика снаружи и внутри здания. Исчезла изначальная розовая окраска стен и частично вызолоченные детали. Утраченная часть центральной башни после пожара 1747 года (она была деревянной) восстановлена с армиллярной сферой на вершине только в 1947—1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля. Реставрацию башни проводили в 1993, 2009 и в 2015 годах.