Kaucmindes pils
- Dater de:
- 00.00.1459
- Adresse:
- Saulaine, Rundāles pagasts, LV-3901, Латвия
- Territoire politique:
- Saulaine
- Catégories:
- Kultūras piemineklis, Pils
- Coordonnées:
- 56.392082636141,24.129917478558
Усадьба Кауцминде (Kaucminde)
Современная усадьба создавалась путем постепенного объединения нескольких земельных владений. Традиционно истоки Кауцминде связывают с 1459 годом, когда мэтр ордена Йохан фон Мангден-Остхоф сдал кусок земли находящийся на территории нынешней усадьбы Андреасу Ксаверу.
В 1527 году мэтр Вальтер фон Плетенберг сдал Томасу Бенекену так называемый кусок земли «Ibitttnland», позже принадлежавший усадьбе Кауце.
В 17 веке Кауцминде присоединили к Ислице, и до конца 18 века к этим владениям присоединили усадьбы Эзере, Дзиркалне и Яуна. В конце 18 века Кауцминде занимает роль ведущей усадьбы.
С начала 16 века по 1753 год владельцами всех усадеб является род фон Шульцев.
В 1753 году Ислицу и Кауцминди покупает Е.Я. фон Шепинг.
В середине 18 века его дочь выходит замуж за майора российской армии барона Петра фон дер Палена и до аграрной реформы 1920 года усадьба является собственностью рода фон Паленов.
Застройка усадьбы создавалась со второй половины 18 века до начала 20 века. Дворец, в комплексе с конюшней и клетью построены в стиле раннего классицизма в 1780 году. Возможный автор проекта – архитектор С. Йенсон. У дворца расположены два сада, один - созданный садовником К.Савицким в 1780 году - регулярной планировки. Второй – ландшафтный, создан в начале-середине 19 века и расположен у речки Кауце. Постройки для слуг и скота находятся у одного края комплекса рядом с дорогой.
В 1909 – 1912 гг. по проекту Л. Реинира дворец объединяют в единый строительный объем в форме полумесяца с другими зданиями, построив проезды между зданиями.
В 20 – 30 гг. 20 века во дворце располагалась школа домоводства. Во дворце сохранилась первоначальная отделка интерьеров – настенные панели, двери.
В построенный охотничий дом в конце XVIII века – несколько поколений графских потомков Пален приезжали сюда отдохнуть, поохотиться. Благо, дичи и зверья всякого тут было в избытке.
Во время первой республики (1920-1940) до вторжения советских войск в Латвию и Второй мировой войны здесь работал очень престижный в обществе и популярный среди девушек институт домоводства, в котором учили быть не просто домохозяйками, а домоправительницами. Выпускниц института охотно приглашали на работу во многие именитые дома Европы. При чем, оплата учебы была доступна даже не очень состоятельным семьям среднего класса. Выпускницы Кауцминде в совершенстве владели всеми требованиям этикета, культуры поведения, они были профессиональные повара, швеи, владели навыками садоводства и воспитания детей.
Во время фашистской оккупации в нем располагался госпиталь, а после войны, когда страной начала управлять советская власть, роскошная усадьба использовалась и как детский сад, и как сельскохозяйственный техникум. Недалеко от Кауцминде находится дворец Рундале, в роскошных залах которого был спортзал, и хранилище сельскохозяйственной продукции.
С восстановлением независимости, увы уважение к истории и наследству культуры не вернулось. Ловкие, приближенные к партии власти, дельцы продали поместье с хозяйственными постройками в частные руки, потом за долги перешло в собственность одного из банков. Новые хозяева пытаются заняться реставрацией, но нанять опытных специалистов средств пока не хватает.
Кауцмюнде (Саулите), недалеко от Бауски, дворец графа Петра Палена сегодня находится в ужасном состоянии.
В 1812 году во дворце и парке размещались солдаты и офицеры прусского корпуса.
В истории это место, конечно, же имеет огромное значение для истории Россиию Именно здесь он спланировал и организовал покушение на императора Павла I, у которого долгое время пользовался большим доверием. За всякие разногласия, за интриги, которые постоянно его сопровождали, неоднократно лишался постов, но потом снова был восстановлен.
В августе 1800 года очередной раз был уволен с должности губернатора, но 21 октября вновь был назначен военным губернатором столицы. Считая своё положение непрочным, стал одним из организаторов заговора, приведшего к убийству императора Павла I. В заговоре умело играл двойную роль, стараясь в случае неудачи отойти от участия в нём. Добился даже от Императора Павла I письменного повеления арестовать наследника и показал его Александру Павловичу, чтобы побороть его колебания в заговоре.После убийства Павла I приобрёл непримиримого врага в лице Императрицы Марии Фёдоровны, что не позволило занимать важные должности при Александре I.
После совершенного убийства себя проявила гувернантка и воспитательница детей имератора Павла I. Она единственная не расстерялась в начавшейся панике, четко давала команды, что и как каждый должен делать, взяла детей и отвела в безопасное место.
По словам князя П.В.Долгорукова :
В эту достопамятную ночь все в Михайловском замке растерялись: Александр и Константин страшно струсили; Мария Фёдоровна растерялась до такой степени, что потребовала себе престола; не растерялась лишь одна Ливенша. С невозмутимым хладнокровием разбудила она своих воспитанников и воспитанниц: Марию, Екатерину и Анну Павловен, пятилетнего Николая Павловича и трехлетнего Михаила Павловича; одела их, велела заложить карету; потребовала военный конвой и под прикрытием конвоя отвезла их в Зимний дворец, куда в ту же ночь перенесено пребывание двора. С этой минуты Шарлотта Карловна вышла из разряда подданных и стала, можно сказать, членом царского семейства; великие княжны у нее целовали руку, и когда она целовала руку у Марии Фёдоровны, императрица подавала вид, будто хочет поднести к губам своим руку Шарлотты Карловны, которая, разумеется, спешила отдернуть свою десницу.
В знак благодарности ей было присвоен статус Светлейшая княгиня Шарлотта Карловна Ливен, при чем с правом наследия потомками, она же - урождённая баронесса Гаугребен (1742—1828) — воспитательница детей императора Павла I, прародительница княжеского рода Ливенов, мать Карла, Ивана и Христофора Ливенов.
Она стала и владельцем дворца Межотне (Mežotne), который расположен примерно в 10 км от Кауцминде на другом берегу Лиелупе (Lielupe).