Валентин Амфитеатров
- Дата народження:
- 01.09.1836
- Дата смерті:
- 20.08.1908
- Дівоче прізвище персони:
- Валентин Николаевич Амфитеа́тров
- Додаткові імена:
- Valentīns Amfiteatrovs
- Категорії:
- Священик, Священик, пастор
- Кладовище:
- Ваганьковське кладовище
Известный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года — настоятель кремлёвского Архангельского собора. В Москве среди православных почитается как чудотворец. Принципиальное решение о канонизации было принято в РПЦ в 1998 году, однако прославления в лике святых до сих пор не произошло.
Происхождение
Отец Валентин происходил из орловского рода Амфитеатровых, давших России многих архиереев, священников, а также деятелей культуры. Родился 1 (14) сентября 1836 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Отец — протоиерей Николай Гаврилович Амфитеатров, родной брат Антония, архиепископа Казанского и Свияжского, племянник Филарета, митрополита Киевского и Галицкого; мать — Анна (отчество и девичья фамилия на сегодняшний день неизвестны).
[править] Ранние годы
В 1847 году Валентин поступил в Орловскую духовную семинарию. В 1853 году, согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Образование продолжил в Московской духовной академии (1854—1858).
Получив степень кандидата богословия, Валентин Николаевич был назначен в Калужское духовное училище на должность инспектора и преподавателя. С 1859 года он преподает греческий язык и всеобщую и русскую историю в Калужской семинарии.
[править] Женитьба
Во время преподавания в Калужской семинарии Амфитеатров сблизился с одним из своих учеников — Александром Ивановичем Чупровым. В доме его родителей, мосальского протоиерея Иоанна Филипповича и Елизаветы Алексеевны (в девичестве Брильянтовой), Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра, в том числе с Елизаветой Ивановной, на которой вскоре, 17 июля 1860 года, и женился.
[править] Начало священнослужения
Сын о. Валентина, Александр Валентинович Амфитеатров, сообщает, что священный сан отец принял по настоянию тестя — это было условие женитьбы на Елизавете Ивановне. Однако, судя по всему, одновременно это было и добровольное, осознанное решение самого Валентина Николаевича.
14 сентября 1860 года Валентин Николаевич Амфитеатров епископом Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) был рукоположен в диаконы, а уже на следующий день, 15 сентября, — в священники. Первым его назначением был Благовещенский храм г. Калуги. Около года он также был членом Калужской консистории.
В августе 1864 года о. Валентин был переведен Троицкий собор города Лихвина Калужской губернии, с назначением благочинным и цензором проповедей. В сентябре того же года он становится законоучителем Лихвинского уездного училища. Позднее в течение некоторого времени был смотрителем духовного училища в г. Мещовске Калужской губернии. В июне 1866 года епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведён в сан протоиерея.
В 1871 году о. Валентин переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873—1881 годах — в той же должности в Московском казенном реальном училище.
В 1874 году о. Валентин, по ходатайству Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, был назначен в кремлёвскую церковь святых Константина и Елены, которая, по известному образу Божией Матери, в ней находившемся, именовалась в народе «Нечаянной радостью». Благодаря о. Валентину в храме, прежде почти не имевшем прихожан, образовалась многочисленная община, одна из самых известных в Москве. В праздники маленькая церковь не вмещала всех богомольцев. Отец Валентин служил литургию ежедневно.
В 1892 году о. Валентин был назначен настоятелем и благочинным в кремлёвский Архангельский собор.
Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлёк в московские храмы множество людей со всей Москвы, ввёл практику частого причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».
В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди.
Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском cоборе в 1896—1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.
В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.
Вопрос о прославлении прот. Валентина Амфитеатрова в лике святых был поднят во второй половине 1990-х годов. Принципиальное решение о канонизации было принято в 1998 году:
На тридцать четвёртом заседании Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, которое проходило 11—12 марта 1998 года, были рассмотрены материалы к канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836—1908), присланные в Комиссию Святейшим Патриархом Алексием. Комиссия пришла к единодушному мнению, что для благословения Святейшим Патриархом на причисление протоиерея Валентина к лику местночтимых святых Московской епархии нет никаких препятствий, о чём 12 марта 1998 года Его Святейшеству был направлен рапорт.[1]
Тем не менее, канонизация до сих пор не состоялась. Причины этого неясны. Возможно, эта задержка связана с предсказаниями отца Валентина касательно будущего России.[источник не указан 366 дней]
В 1999 году лицами Московской Патриархии и людьми, которые называют себя родственниками отца Валентина, на территории Братских могил Ваганьковского кладбища, где погребен протоиерей Валентин Амфитеатров, были совершены несанкционированные работы с целью обнаружения его святых останков. Была нарушена статья № 22 Федерального закона «О погребении». Мощи протоиерея Валентина могли быть повреждены шурфовальными работами на данном участке.[2]
Очевидно, Московская Патриархия хотела обрести мощи Угодника Божия и прославить его подобно блаженной Матроны Московской, мощи которой были обретены прежде прославления. Но на территории Братских могил, где захоронен протоиерей Валентин, для произведения любых работ необходимо было получить разрешение государственных инстанций, курирующих кладбище. Этого правила не было соблюдено. Нарушение закона усугубилось ещё и тем, что обретение мощей святого решили совершить кощунственным образом, используя шурфы глубиной более 3 метров.
Преступники были остановлены, им не дали развернуться. Этим вопросом многие годы занимались заинтересованные лица, ревнующие о святости протоиерея Валентина и было собрано много документов государственной значимости. На патриархию не подали в суд, что бы не подорвать авторитет патриарха Алексия Второго.
Основным нарушителем федерального закона «о погребении» явился первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, который в течение 14 лет не может официально заявить о своем правонарушении. Дело в том, что Патриарх Московский и всея Руси в 1998 благословил его заниматься прославлением местночтимых святых. Документы, необходимые для прославления протоиерея Валентина, как известно, были оформлены священником Афанасием Гумеровым и переданы через первого викария Его Святейшеству. (Это не касалось обретения, а только прославления). Далее последовало решение Синодальной комиссии, потом шурфование и первый викарий решил не открывать своего правонарушения Его святейшеству, после чего, вероятно, на стол патриарху не легли документы о том, что Синодальная Комиссия признала достойным прославление протоиерея Валентина, иначе бы Патриарх Московский и всея Руси должен был собрать Синод и назначить день прославления святого.
Прославление может произойти без обретения останков. Основной причиной непрославления является грубая попытка обрятения мощей святого.
В течение 3-х лет в секретариате Московской Патриархии лежит прошение на имя Святейшего Патриарха Кирилла с перечнем всех документов касательно этой грубой истории с шурфованием, но ответа нет, потому что первый викарий остается на своем месте. Таким образом задерживается и прославление.
немає місць
Не вказано події