Борис Гордон
- Geburt:
- 00.00.1896
- Tot:
- 22.08.1937
- Mädchenname:
- Борис Моисеевич Гордон
- Zusätzliche namen:
- Boriss Gordons, "Густав", «Рудольф»
- Kategorien:
- Bolschewik, Geboren in Lettland, Kommunist, Scout, spy, Terroristen
- Nationalitäten:
- jude
- Friedhof:
- Geben Sie den Friedhof
Джеймс Бонд из Двинска 30.11.2006
В декабре 1934 года уроженец Двинска Борис Гордон стал легальным резидентом ИНО ОГПУ в Берлине
Рыцарями разведки, ее главным достоянием называют агентов-нелегалов. Они должны были не только обладать обширнейшими знаниями, невероятной памятью, в совершенстве владеть одним из мировых языков, но и иметь актерский талант. Таким человеком был наш земляк Борис Моисеевич Гордон, которого на работу рекомендовал сам шеф советской разведки Артур Христианович Артузов.
Любимое детище диктатуры пролетариата — ВЧК (с 1917 г.) – ГПУ (с 1922 г.) – ОГПУ (с 1923 г.) – НКВД (с 1934 г.) – МГБ ( с 1943 г.) – КГБ (с 1954 г.) — внушало страх и уважение нескольким поколениям советских людей. Помимо Разведуправления РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии) разведкой занимались два отдела ВЧК — контразведывательный (КРО) и иностранный. Сейчас стало больше известно о работе этих центров. Внешнюю разведку — ИНО — с 1921 года возглавлял Меер Абрамович Трилиссер, портрет которого по сей день висит в музее Федеральной Службы Разведки.
В 1929 году Ягода при поддержке ЦК партии отстранил Трилиссера от работы, заменив его Артуром Христиановичем Артузовым (настоящая фамилия – Фраучи).
В 1934 году шефом разведки стал А.А. Слуцкий, который руководил ею вплоть до своей смерти. Пирожные с ядом были ему предложены заместителем Ежова М.Фриновским.
С февраля по июль 1938 года разведку возглавлял Сергей Михайлович Шпигельглас. В 20-30-е годы были заложены такие основы агентурной сети, что советская разведка по праву стала считаться самой мощной и эффективной в мире. Выходцев из города Двинска в советскую разведку брали охотно, потому как они имели по тому времени неплохое образование, владели несколькими иностранными языками.
Особенно ценилось знание немецкого, что было несложным для двинчан-евреев, говорящих на идиш — языке, близком немецкому.
Его звали «Густав»
Кадровый разведчик Борис Гордон родился 22 сентября 1896 года в Двинске (Daugavpils) в семье рабочего кожевенного завода Моисея Гордона. Родители мечтали о мирной профессии сына, и хоть доходы их были невелики, мальчик получил по тем временам неплохое образование – 7 классов торгового училища.
Проработав 4 года счетоводом, в 1915 году Борис был призван рядовым в армию. Октябрьскую революцию Гордон встретил с восторгом. Умного, способного, физически хорошо развитого юного большевика (членом партии Борис Гордон стал в 1918 году ) заметили и пригласили на службу в ЧК.
Ему довелось работать в Тамбове, участвовать в обороне Ельца и боевых действиях против конного корпуса Мамонтова, служить в Орловском губернском ЧК, в ВЧК по Туркестану, в городе Верном (Алма-Ата), Ташкенте.
…в советскую разведку выходцев из Двинска брали охотно – они имели неплохое образование, владели несколькими иностранными языками
В декабре 1924 года Борис Гордон был назначен начальником Архангельского губернского отдела ОГПУ, в 1927 году его перевели в Курский отдел.
В 1932 году он становится слушателем Института красной профессуры мирового хозяйства и мировой политики, и с 1933 года начинается карьера Гордона как разведчика, в качестве сотрудника иностранного отдела ОГПУ.
С декабря 1934 года Борис Гордон работает в Берлине легальным резидентом под прикрытием должности атташе, второго секретаря полпредства СССР в Германии. В разведке он больше известен под псевдонимами «Рудольф» и «Густав».
Перед Гордоном ставилась задача — создание разветвленной, хорошо законспирированной разведывательной сети в Берлине. Так, ему удалось привлечь к сотрудничеству с советской разведкой крупного чиновника Министерства экономики Рейха доктора Арвида Харнака («Корсиканец») и его жену Милдред («Японка»).
Впоследствии «Корсиканец» возглавил подпольную антифашистскую организацию «Красная капелла». Сотрудничать доктор Харнак (впредь «Корсиканец») и Борис Гордон начали в августе 1935 года. Гордон сразу поставил перед «Корсиканцем» задачу работать осторожно, на строго конспиративной основе, прекратить афишировать свою антифашистскую деятельность.
Доктору пришлось вступить в национал-социалистическую партию, чтобы стать своим среди наци. «Корсиканец», делая великолепную карьеру в имперском Министерстве экономики, одновременно передает бесценные сведения в Москву.
Это были успешные годы для советской разведки. Только в 1935 году ей в Берлине удалось завербовать 13 источников информации. На 1936 год приходится пик работы резидентуры внешней разведки в Берлине, и отзыв «Густава» в 1937 году по сути обезглавил советскую резидентуру в Германии.
Кстати, «Корсиканец» продолжал работать и после отзыва Бориса Гордона. В апреле 1941 года он докладывал в центр со ссылкой на окружение Розенберга: «Вопрос о вооруженном выступлении против СССР решен».
Известно, что в 1937-1939 годах советская разведка была подвергнута жестокому разгрому органами НКВД. Только за 1937-38 годы в разведке было арестовано свыше 200 человек, заменен весь руководящий состав. К началу 1939 года в результате разоблачений все резиденты были отозваны и отстранены от работы. Потери были так велики, что в 1938 году в течение 127 дней из внешней разведки руководству страны не поступало никакой информации.
39 ступеней до казни
В 1937 году Бориса Гордона вызвали в Москву, где арестовали. Его оклеветал мелкий, завистливый человек, когда-то им задетый. Донос был как нельзя кстати, ведь Гордона на работу рекомендовал сам Артузов, шеф советской разведкой.
Особый суд «тройки» приговорил Гордона к расстрелу.
«Тройка» (иначе военная коллегия) под председательством «любителя бабочек» Василия Ульриха заседала в двух сросшихся старинных домах XVIII века в центре Москвы на третьем этаже в прямоугольном зале с узкими окнами. Выброситься из них в отчаянии, проломив стекла, было невозможно. Историки пишут: «Казни творились в подвалах. Из зала на третьем этаже в подвалы шла лестница с чугунными ступенями. Тридцать девять ступеней…»
По ним под конвоем прошел на казнь Борис Гордон.
Акт об исполнении приговора, хранимый в центральном архиве ФСБ, датирован 22 августа 1937 года: «Тридцать восемь (38) трупов (среди них и тело нашего соотечественника Бориса Гордона — прим.ред.) нами приняты и переданы кремации. Комендант Н.К.В.Д.».
В 1937-1939 годах там были расстреляны еще несколько разведчиков — уроженцев города Двинска. Сегодня имена отважных и талантливых разведчиков возвращены из небытия и стали известны потомкам:
корреспондент газеты «Известия» в Германии Бухарцев Дмитрий Павлович выполнял разведывательные задания ИНО ОГПУ – НКВД, в советской разведке известен под псевдонимами «Виестурс», «Акменс», «Нумурс», «Владимир Штейн».
В 1935-36 годах ему удалось завербовать дочь американского посла в Германии Марту Додд («Лиза»).
Бухарцев был расстрелян 3 июня 1937 года;
сотрудник разведывательного управления РККА полковник Такнис Николай Леонидович расстрелян 24 апреля 1938 года;
с сентября 1937 по май 1938 года советскую военную разведку возглавлял майор КГБ, награжденный орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени, Гендин Семен Григорьевич, расстрелянный 24 февраля 1939 года.
В ОГПУ-НКВД работал и брат Гендина — Константин Григорьевич — сотрудник секретно-политического отдела центрального аппарата. Константин Гендин пропал без вести на фронте.
"Наша Газета"
Keine Orte
Name | Beziehung | Beschreibung | ||
---|---|---|---|---|
1 | Vasiliy Ulrikh | Bekanntschaft |
Keine Termine gesetzt